Более ста пятидесяти лет назад появилось одно изобретение, которое сыграло важнейшую роль в дальнейшем развитии всего человечества. Это нефтепровод. Подумать только, раньше для транспортировки нефти использовались тягловые животные, перевозившие бочки или бурдюки, потом железнодорожный транспорт, и это, пожалуй, являлось основным препятствием для широко использования этого продукта. С внедрением нефтепроводов ситуация резко изменилась. Нефтяные трубопроводы позволяют существенно экономить на перевозке нефти, осуществлять её транспортировку через реки, болота, озёра, железные и автомобильные дороги, пустыни, вечную мерзлоту. Именно двадцатый век стал поистине «веком нефти», которая оказалась самым важным из всех источником энергии.
Сегодня по данным Минэнерго при сложном рельефе местности и необходимости транспортировать нефть из непроходимых районов Заполярья, Западной Сибири и Крайнего Севера - протяженность магистральных нефтепроводов Российской Федерации превышает 221 тыс. км.!
Предприятием, обслуживающим систему магистральных нефтепроводов России, является «Транснефть». О масштабах сети нефтепроводов говорить можно много и долго. В качестве примера масштабности строительства можно привести Восточный нефтепровод (ВСТО), протяжённостью 4740 км, соединяющий Восточную Сибирь с Тихим океаном и проходящий от города Тайшет Иркутской области до залива Находка.
Нефтяные трубы, используемые для строительства магистральных нефтепроводов, отличаются высокой пропускной способностью, имеют диаметры от 219 до 1400 мм и рассчитаны на избыточное давление до 10 МПа.
Очевидно, что для стабильной, долговечной и безаварийной работы любого нефтепровода необходимо использовать надёжную изоляцию. К сожалению, проверка изоляции нефтепроводов, построенных ранее, говорит о её низком качестве, что обусловлено множеством причин, в том числе и технологических. Чем изолируют нефтепроводы сегодня?
Основные типы изоляции нефтепроводов:
– заводская изоляция усиленного, но чаще весьма усиленного типа (ВУС-изоляция), выполняемая в соответствии с ГОСТ 9-602 2005 года, с применением экструдированного полиэтилена, обладающего низкой влагопроницаемостью, высокими механическими характеристиками, прекрасной агдезией и стойкостью к катодному отслаиванию;
– теплоизолированные нефтепроводы – сравнительно новая технология, впервые реализованная при строительстве нефтепровода для транспортировки нефти с холодного Ванкорского месторождения, и создавшая возможность транспортировать прогретую нефть с минимальными теплопотерями, что значительно увеличило пропускную способность нефтепровода. Остаётся отметить, что самыми уязвимыми местами нефтепроводов были и остаются их стыки. Именно поэтому изоляция стыка нефтепровода крайне важна, и качество изоляции стыков труб должно соответствовать качеству надежной заводской ВУС изоляции.